Почему необходимо выполнить специальную оценку условий труда в этом году.

Почему необходимо выполнить специальную оценку условий труда в этом году.

До 2014 года все компании независимо от вида деятельности обязаны были обеспечить проведение аттестации рабочих мест (ст. 212 ТК РФ). Но на практике многие не исполняли эту обязанность, поскольку штраф за её отсутствие был значительно ниже, нежели проведение аттестации.

С 2015 года ситуация изменилась.

В связи с вступлением в действие с 01.01.2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) были внесены изменения более чем в 15 действующих законодательных актов РФ (Перечень представлен в Приложении).

Произошёл окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Если на рабочем месте не была проведена АРМ или СОУТ, все льготы и компенсации устанавливаются на основе списков профессий и производств работа, в которых дает право на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и льготное пенсионное обеспечение. Однако, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421 -ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Проведённая ранее Аттестация рабочих мест не предусматривала дифференциацию дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от класса условий труда.

В 2012 — 2015 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов: (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

В соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

 

Для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 части 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Такие дополнительные тарифы страхового взноса будут действовать для работодателя, который провел АРМ в организации, независимо от класса условий труда, пока не будет проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), согласно ФЗ-426 и установлены классы опасности по каждому рабочему месту.

Плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

По результатам специальной оценки условий труда и установления классов опасности рабочих мест, взамен приведённых выше применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Кроме этого с 2015 года изменилась система ответственности за не проведение специальной оценки условий труда. Сейчас наряду со штрафом принимаются решения о приостановлении деятельности организации на срок до 90 суток. Для должностных лиц (директора либо иного лица, ответственного за охрану труда в организации) после наложения штрафа, при повторном нарушении грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ). С 2015 года возросли и штрафы: для должностных лиц они составляют от 5 до 10 тыс. рублей, а для организаций – от 60 до 80 тыс. рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При повторном совершении правонарушения или невыполнении предписания о проведении специальной оценки условий труда организации будет грозить штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, а должностным лицам – штраф от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАПРФ)

Приложение:

  1.  Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  2.  Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
  3.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4.  Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  5.  В Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  6.  В ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  7.  Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  8.   Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
  9.  Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» .
  10.  Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
  11.  Федерального закона «О страховых пенсиях»
  12.  Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
  13.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  14.  Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
  15.  Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
  16.  Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Thanx: Kotejka

Яндекс.Метрика